Композиция

________________________________
(Период обучения – 11 лет - с 1 по 11 класс).

Учебный цикл «Композиция» по своему значению является базовым учебным предметом, интегрирующим по отношению ко всем остальным художественным дисциплинам, связующим и сквозным на всех ступенях образования. Программы школы по композиции включают в себя базовую для всех классов, независимо от специализации, программу по станковой композиции и дополнительные программы по графике, декоративно-прикладной композиции и основам художественного проектирования (дизайна) для классов, специализирующихся в данных направлениях. 
     
Основными целями преподавания композиции являются:     
- развитие образного мышления;     
- развитие творческого мышления;     
- реализация внутреннего творческого потенциала личности;     
- поиск индивидуального пластического языка для создания художественного образа и организации художественного пространства;     
- формирование мировосприятия учащихся средствами искусства;     
- творческое осмысление окружающего мира и себя в мире.        

Обучение учащихся композиции как базовому предмету образовательного процесса включает в себя  следующие задачи:     
- овладение основными приемами работы с различными репрезентативными художественными технологиями;     
- практическое освоение законов композиции для создания художественного образа и организации художественного пространства и применение этих знаний на практике,
- изучение художественных практик и стилевых направлений в истории мировой культуры;     
- освоение методики последовательного ведения творческой работы и реализации творческого замысла;     
- формирование у детей культуры визуального мышления, умения оперировать зрительными образами.      

Задачи преподавания композиции в младшем школьном возрасте (1 – 4 классы):         
Развивающие:    
- развитие фантазии (образного мышления) и зрительной памяти учащихся с использованием игровых методов обучения;    
- формирование умения выражать свое отношение к окружающему миру изобразительными средствами;    
- знакомство с мифопоэтической культурой народов мира;    
- знакомство с творчеством известных мастеров изобразительного искусства.    
Воспитательные:    
- формирование художественного вкуса и визуальной культуры;    
- формирование творческих способностей в области художественной культуры;    
- развитие навыков организации последовательной, направленной на результат индивидуальной творческой работы для воплощения своих идей;    
- воспитание потребности самостоятельного решения поставленной творческой задачи.    
Образовательные:    
- первичные знания по организации содержания в целостное произведение и реализации замысла;    
- первичное знакомство с закономерностями композиционной организации плоскости и пространства;    
- начальные  представления о различных репрезентативных художественных технологиях.      

Задачи преподавания композиции в среднем школьном возрасте (5 – 8 классы):     
Развивающие:    
- развитие навыков самовыражения средствами изобразительного искусства,    
- развитие творческого, интегративного мышления;    
- знакомство с визуальной культурой и пластическим языком разных цивилизаций и народов;   
- развитие способностей личности к восприятию и освоению объектов искусства.
Воспитательные:    
- воспитание творческого подхода к решению постановочных заданий;    
- формирование навыков самостоятельной исследовательской работы и работы в творческом коллективе;    
- воспитание художественного вкуса;    
- формирование самостоятельности в изучении и освоении изобразительного искусства.    
Образовательные:    
- знакомство с композиционными законами ритмического построения изобразительного пространства (изобразительной плоскости);    
- развитие навыков последовательного ведения композиционной работы от эскиза до воплощения замысла в материале;    
- развитие навыков, которые развивают аналитическое мышление в области композиции;    
- освоение широкого спектра художественных материалов и технологий.    

Задачи преподавания композиции в старшем школьном возрасте (9 – 11 классы):    
Развивающие:    
- развитие навыков самостоятельного решения творческих задач в композиции;    
- развитие навыков осмысления и воплощения в художественном образе своего представления о мире;    
- углубленное освоение культурного опыта для выражения своих образов и идей.    
- развитие эмоционально-эстетической сферы учащихся;   
- развитие способностей личности к восприятию, освоению и оценке объектов искусства.    
Воспитательные:    
- воспитание у детей способностей к саморазвитию и самообразованию;    
- воспитание детей в духе уважения к культуре разных народов;    
- формирование у детей знаний об истории отечественной визуальной культуры;    
- формирование навыков самостоятельной исследовательской работы.    
Образовательные:   
- развитие навыков самостоятельного ведения творческой работы;   
- освоение композиционных законов ритмического построения изобразительного пространства;   
- создание условий для формирования и проявления индивидуальных творческих возможностей учащихся;   
- изучение современных тенденций в изобразительном искусстве;   
- формирование культуры визуального мышления, умения оперировать зрительными образами;   
- развитие умений работать с необходимыми информационными ресурсами при реализации творческого замысла.