Учебный цикл «Композиция» по своему значению является базовым учебным предметом, интегрирующим по отношению ко всем остальным художественным дисциплинам, связующим и сквозным на всех ступенях образования. Программы школы по композиции включают в себя базовую для всех классов, независимо от специализации, программу по станковой композиции и дополнительные программы по графике, декоративно-прикладной композиции и основам художественного проектирования (дизайна) для классов, специализирующихся в данных направлениях.
Основными целями преподавания композиции являются:
- развитие образного мышления;
- развитие творческого мышления;
- реализация внутреннего творческого потенциала личности;
- поиск индивидуального пластического языка для создания художественного образа и организации художественного пространства;
- формирование мировосприятия учащихся средствами искусства;
- творческое осмысление окружающего мира и себя в мире.
Обучение учащихся композиции как базовому предмету образовательного процесса включает в себя следующие задачи:
- овладение основными приемами работы с различными репрезентативными художественными технологиями;
- практическое освоение законов композиции для создания художественного образа и организации художественного пространства и применение этих знаний на практике,
- изучение художественных практик и стилевых направлений в истории мировой культуры;
- освоение методики последовательного ведения творческой работы и реализации творческого замысла;
- формирование у детей культуры визуального мышления, умения оперировать зрительными образами.
Задачи преподавания композиции в младшем школьном возрасте (1 – 4 классы):
Развивающие:
- развитие фантазии (образного мышления) и зрительной памяти учащихся с использованием игровых методов обучения;
- формирование умения выражать свое отношение к окружающему миру изобразительными средствами;
- знакомство с мифопоэтической культурой народов мира;
- знакомство с творчеством известных мастеров изобразительного искусства.
Воспитательные:
- формирование художественного вкуса и визуальной культуры;
- формирование творческих способностей в области художественной культуры;
- развитие навыков организации последовательной, направленной на результат индивидуальной творческой работы для воплощения своих идей;
- воспитание потребности самостоятельного решения поставленной творческой задачи.
Образовательные:
- первичные знания по организации содержания в целостное произведение и реализации замысла;
- первичное знакомство с закономерностями композиционной организации плоскости и пространства;
- начальные представления о различных репрезентативных художественных технологиях.
Задачи преподавания композиции в среднем школьном возрасте (5 – 8 классы):
Развивающие:
- развитие навыков самовыражения средствами изобразительного искусства,
- развитие творческого, интегративного мышления;
- знакомство с визуальной культурой и пластическим языком разных цивилизаций и народов;
- развитие способностей личности к восприятию и освоению объектов искусства.
Воспитательные:
- воспитание творческого подхода к решению постановочных заданий;
- формирование навыков самостоятельной исследовательской работы и работы в творческом коллективе;
- воспитание художественного вкуса;
- формирование самостоятельности в изучении и освоении изобразительного искусства.
Образовательные:
- знакомство с композиционными законами ритмического построения изобразительного пространства (изобразительной плоскости);
- развитие навыков последовательного ведения композиционной работы от эскиза до воплощения замысла в материале;
- развитие навыков, которые развивают аналитическое мышление в области композиции;
- освоение широкого спектра художественных материалов и технологий.
Задачи преподавания композиции в старшем школьном возрасте (9 – 11 классы):
Развивающие:
- развитие навыков самостоятельного решения творческих задач в композиции;
- развитие навыков осмысления и воплощения в художественном образе своего представления о мире;
- углубленное освоение культурного опыта для выражения своих образов и идей.
- развитие эмоционально-эстетической сферы учащихся;
- развитие способностей личности к восприятию, освоению и оценке объектов искусства.
Воспитательные:
- воспитание у детей способностей к саморазвитию и самообразованию;
- воспитание детей в духе уважения к культуре разных народов;
- формирование у детей знаний об истории отечественной визуальной культуры;
- формирование навыков самостоятельной исследовательской работы.
Образовательные:
- развитие навыков самостоятельного ведения творческой работы;
- освоение композиционных законов ритмического построения изобразительного пространства;
- создание условий для формирования и проявления индивидуальных творческих возможностей учащихся;
- изучение современных тенденций в изобразительном искусстве;
- формирование культуры визуального мышления, умения оперировать зрительными образами;
- развитие умений работать с необходимыми информационными ресурсами при реализации творческого замысла.