Основными целями преподавания живописи являются:
- развитие цветовосприятия как эмоциональных свойств личности,
- практическое освоение законов цветоведения и гармонизации цветовых и тональных отношений, применение этих знаний на практике.
Обучение учащихся живописи как базовому предмету образовательного процесса включает в себя следующие задачи:
- изучение основ живописи, техник, материалов, овладение основными приемами работы с различными живописными средствами (гуашь, темпера, масло)
- овладение основными приемами передачи формы посредством ее цветовых и тональных характеристик,
- овладение основными приемами передачи пространства на плоскости посредством цвета,
- знакомство с техникой живописи мастеров мирового искусства.
Весь цикл обучения живописи разбит на три цикла в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Задачи преподавания живописи в младшем школьном возрасте (1 – 4 классы):
Развивающие:
- развитие эмоционального восприятия цвета и умения передавать эмоциональное состояние посредством цвета,
- развитие способностей учащихся работать с натуры, по памяти и по воображению,
- знакомство с творчеством известных мастеров живописи.
Воспитательные:
- формирование художественного вкуса и визуальной культуры,
- развитие навыков последовательной, направленной на результат индивидуальной работы,
- воспитание потребности самостоятельного решения поставленной творческой задачи.
Образовательные:
- знакомство с возможностями живописных технологий,
- развитие умения видеть и передавать цветовые отношения,
- изучение диапазона живописной палитры (холодные и теплые цвета, контрастные и сближенные цветовые отношения), понятие колорита в живописи,
- формирование умений выстраивания колорита работы при создании художественного образа,
- формирование навыков передачи основных характеристик формы с помощью цвета и тона.
Задачи преподавания живописи в среднем школьном возрасте (5 – 8 классы):
Развивающие:
- развитие навыков самовыражения посредством цвета,
- знакомство с цветовой культурой разных цивилизаций и народов.
Воспитательные:
- воспитание творческого подхода к решению постановочных заданий по живописи,
- формирование навыков самостоятельной исследовательской работы и работы в творческом коллективе,
- воспитание художественного вкуса.
Образовательные:
- развитие умений организации живописного пространства на плоскости,
- развитие умений работы с различными живописными материалами,
- формирование навыков передачи пространства и формы посредством цвета и тона,
- развитие навыков анализа цветовых характеристик предмета,
- знакомство со спецификой декоративной и цветотональной живописи.
Задачи преподавания живописи в старшем школьном возрасте (9 – 11 классы):
Развивающие:
- развитие навыков самостоятельного решения творческих задач в технологиях живописи,
- развитие навыков осмысления и воплощения в художественном образе своего представления о мире,
- развитие эмоционально-эстетической сферы учащихся, совершенствование навыков работы в технологиях живописи как средствах выражения внутреннего эмоционально-образного состояния.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся способностей к самостоятельной творческой работе, к саморазвитию и самообразованию,
- воспитание учащихся в духе уважения к культуре разных народов,
- формирование у детей знаний о традициях культуры цвета и истории живописи.
Образовательные:
- изучение психологического и физиологического воздействия цвета и света на человека,
- освоение взаимосвязи цвета в природе и цвета в декоративном искусстве,
- совершенствование навыков и приемов передачи формы, фактуры объекта и пространства, посредством живописи,
- изучение техники живописи мастеров мирового искусства,
- получение знаний об организации живописного пространства при создании художественного образа,